Дорогу осилит дающий

Дорогу осилит дающий


2012-11-12 05:01

Российские граждане доверяют полиции заметно меньше, чем граждане большинства европейских стран. Это является проблемой многих развивающихся государств. По 10-балльной шкале соответствующий среднеевропейский показатель — 5,7-6,0, а показатель России — 3,38-3,7. Для сравнения — этот показатель для Украины еще ниже и составляет 2,27-2,61.

По данным всемирного опроса службы Гэллапа, в России в 2011 году положительно ответили на вопрос о своем доверии местной полиции 40 процентов респондентов. По данным опросов "Левада-центра", доверяли милиции, а теперь — полиции меньшинство российских граждан.

В последнем опросе центра на тему доверия граждан правоохранительным органам, проводившемся в апреле 2012 года, на свое недоверие им указали 63 процента респондентов, а 31 процент "доверяет" или "скорее доверяет" правоохранительным органам. Без существенных изменений эта закономерность прослеживается с 2004 года. Несколько снизился в 2012 году процент определенно относящихся к правоохранительным органам с опасением — до 15 процентов.

Данные годичной давности опроса, 28 октября 2011 года, портала Superjob.ru хорошо согласуются с данными "Левада-центра": подавляющее большинство российских граждан работникам правоохранительных органов не доверяет (70 процентов). По данным этого опроса, им доверяют 30 процентов респондентов, при этом лишь 3 процента доверяют однозначно, а 27 — скорее доверяют. Степень недоверия работникам правоохранительных органов растет с возрастом: среди респондентов моложе 24 лет недоверяющих 63 процента, а среди респондентов старше 45 лет — 85 процентов.

Некоторые причины недоверия граждан к полиции выявляются в ответах респондентов на вопрос о том, на что направлены усилия полиции, по их мнению. С небольшими колебаниями в течение почти всего этого периода не менее 60-65 процентов респондентов отвечали, что полиция занята обеспечением своих собственных интересов, а не обеспечением безопасности населения страны.

По ответам респондентов опроса ВЦИОМ, российские граждане чаще всего сталкиваются с нарушениями своих прав и интересов со стороны МВД РФ и ГИБДД (53 и 49 процентов ответов соответственно). При этом примерно каждый десятый россиянин (9-11 процентов) имеет такой личный негативный опыт.

Уровни коррумпированности органов власти, включая полицию и ГИБДД, определялись в некоторых всероссийских репрезентативных опросах. По данным опроса "Левада-центра", который проводился в проекте "Судебная реформа" в 2010-2011 годах, наиболее коррумпированными, по оценкам российских граждан, являются работники ГИБДД (56,8 процента). Намного менее коррумпированными российские граждане считают работников полиции (34,1 процента).

За 5 лет до этого служба ГИБДД не оценивалась респондентами так негативно. В тот период, по оценкам граждан, наиболее коррумпированными были чиновники или служащие федеральных органов власти (71 процент), а работники полиции (48,2) и ГИБДД (47,7) представлялись гражданам существенно чище.

В оценках уровня коррумпированности ГИБДД (ГАИ) за его высокое значение мужчины чаще высказывались, чем женщины (58 и 41 процент соответственно).

Водолазы нашли погибшего при осмотре затопленного сухогруза Амурская
        Водолазы при осмотре затопленного сухогруза Амурская в Охотском море обнаружили тело погибшего. Об этом сообщает Дальневосточный региональный центр МЧС РФ.        В 14:30 пятницы во время осмотра водолазами внутренних помещений судна было найдено тело погибше


Выявилась также существенная зависимость оценок уровня коррумпированности ГИБДД от уровня дохода респондента: чем выше их доходы, тем чаще они оценивали уровень коррумпированности ГИБДД как высокий.

Оценки уровня коррумпированности ГИБДД респондентами из разных регионов России также существенно отличались. Наиболее часто высокий уровень коррупции в ГИБДД отмечали жители Ленинградской области (63), Москвы (62), Ростовской (60), Саратовской областей (60), Санкт-Петербурга (58), Ивановской (58) и Иркутской областей (54 процента). В этих регионах уровень оценок коррупции в ГИБДД как высокий существенно превысил средний по России (49 процентов), выведенный в масштабном исследовании ФОМ. Самые низкие оценки уровню коррупции в ГИБДД дали респонденты Сахалинской области (24), Республики Хакасия (30), Приморского края (33), Курганской области (33), Еврейской автономной области (34), Республики Удмуртия (35), Смоленской области (35), Республики Мордовия (38), Томской (39) и Пензенской областей (39 процентов). В остальных регионах доли оценок респондентами уровня коррупции в ГИБДД как высокого не были ниже 40 процентов.

Чаще всего взятки вымогаются и даются, когда приходится лежать в больницах (10,2 из 33,5 процента случаев), а также при взаимодействиях с ГИБДД: при нарушении правил дорожного движения (8,4 из 12,5 процента случаев), получении водительских удостоверений, регистрации автомобилей или прохождении техосмотров (5,5 из 12,7 процента случаев).

На прямой вопрос социологов "Левада-центра" о том, приходилось ли в течение последних 12 месяцев респондентам решать проблемы с ГИБДД при помощи взяток, утвердительно ответили 20,8 процента из них. Пятая часть российских респондентов в течение года решала свои проблемы с ГИБДД взятками!

Такой опыт чаще других имеют жители Москвы и Санкт-Петербурга (76 процентов), респонденты в возрасте от 35 до 44 лет (54), высокообразованные (51) и материально обеспеченные (51 процент).

По результатам всероссийского опроса граждан, проведенного ВЦИОМ в августе 2012 года, опыт личного общения с полицией имеют 45 процентов граждан. Поскольку год назад в аналогичном исследовании только 40 процентов граждан указали на личное общение с полицией, получается, что с ней стало общаться больше людей. Из этих 45 процентов чаще всего гражданам приходилось общаться с сотрудниками ГИБДД (20), участковыми (15 процентов, в 2011 году — 9), сотрудниками патрульно-постовой службы (8, в 2011 году — 12) и дежурной части (8 процентов). Чаще всего с полицейскими общаются жители столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) и крупных городов (50-52) , мужчины (54) и граждане средних лет (55 процентов).

Большинство респондентов, по данным ВЦИОМ, не усматривает в действиях сотрудников полиции ни особой пользы, ни вреда (59 процентов). О положительном влиянии полицейских на жизнь граждан заявили 20 процентов респондентов, а об отрицательном — 16. При этом доля утверждающих, что гражданам от полиции больше вреда, чем пользы, среди тех, кто общался с полицией в течение года, составила 20 процентов, а среди тех, кто не общался,— 13.

В два раза больше респондентов ВЦИОМ отмечали, что, по их мнению, полиция в наибольшей степени защищает сегодня интересы отдельных групп населения (41), чем всех граждан в равной степени (19 процентов). Еще 16 процентов респондентов указывали, что полицейские защищают интересы представителей власти, что ниже аналогичной доли 2011 года (21 процент). И 20 процентов респондентов считают, что сотрудники полиции защищают только свои собственные интересы, что тоже ниже аналогичной доли 2011 года (27).

В некоторых исследованиях фонда "Индем" проводилось углубленное изучение параметров рынков специфических коррупционных услуг, которые органы власти и управления оказывают гражданам за взятки.

Навальный обжаловал штраф за акцию в Москве 27 октября
Активист Алексей Навальный 7 ноября обжаловал решение о штрафе в 30 тысяч рублей за организацию несанкционированного шествия 27 октября на улице Маросейка, сообщил РАПСИ его адвокат Вадим Кобзев. По его словам, Алексей Навальный решил опротестовать решение мирового судебного участка номер 387 Басманного района, так как он просто проводил одиночный


В анкетах исследований коррупции фонда "Индем" с 2001 года задавалось несколько однотипных вопросов о 14 ситуациях, связанных с возможными коррупционными способами решения их проблем. Среди них была ситуация получения помощи и защиты в полиции, а также урегулирования проблем с автоинспекцией.

Риск коррупции при урегулировании ситуации с ГИБДД в первой половине прошедшего десятилетия был близок к 60 процентам, но затем несколько снизился — до 52,4 процента. Однако такое снижение риска коррупции было связано с общим снижением этого показателя по всем рынкам бытовой коррупции. При урегулировании ситуации с ГИБДД и в 2005 году, и в 2010 году риск коррупции был наибольшим среди всех проанализированных рынков.

Риск коррупции при получении помощи и защиты в полиции за те же годы менялся иначе. В первой половине прошедшего десятилетия он существенно вырос — с 27,4 до 40,2 процента, но оставался меньшим, чем в ГИБДД. Во второй половине этого десятилетия риск коррупции при получении помощи и защиты в полиции существенно снизился и в 2010 году составлял 26,3 процента, что ниже среднего уровня по всем проанализированным рынкам бытовой коррупции.

К 2010 году уровень готовности граждан платить взятки в коррупционных ситуациях взаимодействия с ГИБДД и милицией изменился по-разному. Во взаимодействиях с ГИБДД готовность платить взятки несколько выросла, но главное — осталась самой высокой в бытовой коррупции. Во взаимодействиях с милицией такая готовность существенно снизилась и стала меньше средней. Факты остаются фактами: люди не отказываются платить взятки в ГИБДД, а сама эта служба прямо или косвенно сильнее других органов власти в нашей стране вынуждает граждан платить взятки.

При декларациях о необходимости повышения уровня безопасности на дорогах постоянно менялись правила дорожного движения, нормы в них оставались весьма неопределенными, но при этом повышались размеры штрафов, а легально заплатить их было довольно сложно. В результате гражданам на дорогах становилось все выгоднее платить взятки ГИБДД, что подтверждается хотя бы троекратным ростом объема рынка бытовой коррупции в ГИБДД за 5 лет. Следовательно, коррупционное давление ГИБДД на граждан является очень сильным, и большинство не способны ему сопротивляться.

В 2010 году самая большая средняя взятка (в размере 19 333 рубля) платилась за решение проблем с призывом на военную службу, а самая маленькая (в размере 1891 рубль) — за решение проблем с социальными выплатами: оформление прав, перерасчет и т.п.

Два года назад размер взятки существенно вырос: в полиции — в 13,5 раза с 2005 года и стал составлять в среднем 12 571 рубль, а в ГИБДД — в 2,7 раза и стал составлять в среднем 2445 рублей.

При последних замерах объем рынка бытовой коррупции ГИБДД стала второй по объему, уступая только рынку взяток для получения бесплатной медицинской помощи. При этом в 2005 году объем рынка бытовой коррупции в ГИБДД был шестым среди всех проанализированных рынков бытовой коррупции. Следовательно, по объему взяточничество в ГИБДД с 2005 по 2010 год заметно выросло.

Дачи взяток инспекторам ГИБДД существенно облегчают сдачу экзаменов по вождению в автошколах.

Платные уличные парковки заработают в Москве с 2013 года
С заявлением о запуске платных уличных парковок с 1 января 2013 года господин Собянин выступил в эфире телеканала «Доверие». Напомним, что о решении столичной мэрии взимать 50 руб. в час за парковку «на улично-дорожной сети на специально размеченных местах» стало известно в апреле. Тогда предполагалось, что в пилотном режиме эти парковки заработают


Те учащиеся автошкол, которые согласились дать взятки, сдавали эти экзамены даже при явной демонстрации своего неумения управлять автомобилем. В таких случаях инспекторы ГИБДД могли просто попросить, например, завести двигатель и тронуться с места. И этого бывало достаточно для сдачи экзаменов по вождению автомобиля. Инструкторы автошкол нередко являются посредниками в сборе взяток за сдачу экзамена по вождению, потому что сами инспекторы ГИБДД денег в руки, как правило, не берут. А инструкторы автошкол иногда собирают деньги на взятки инспекторам ГИБДД прямо на занятиях в автошколах.

Нередко, правда, в интервью утверждалось, что в России распространена практика простой покупки водительских удостоверений без сдачи каких-то экзаменов. Чаще всего для покупки водительских удостоверений граждане обращаются к каким-то посредникам, которые за определенные деньги оформляют им соответствующие водительские документы. Как происходит такое оформление, как это возможно без сдачи экзаменов, граждане не описывали, по-видимому, их заботил только сам результат — полученные водительские права.

Государственная регистрация, перерегистрация и снятие с регистрации транспортных средств — это очень схожие по процедурам решения проблемы граждан, и эти проблемы в проведенном исследовании получили у граждан неоднозначные оценки. С одной стороны, порядок действий при регистрации, перерегистрации и снятии с учета довольно четкий и понятный, он почти всегда выполняется служащими ГИБДД. Но, с другой стороны, почти всегда для получения регистрации, перерегистрации и снятии с учета необходимо отстоять огромную очередь, что приводит к потерям времени и попыткам неформальными, коммерческими способами обойти эти очереди.

Граждане описывали официальную процедуру прохождения технического осмотра транспортных средств в ГИБДД как очень длительную и утомительную. Некоторые научились эту процедуру проходить легче, чем большинство водителей. Но они не всегда оказываются способными понять, что используют для этого какие-то свои неформальные ресурсы: знакомства, связи, способы давления на служащих ГИБДД и т.п.

В проведенном исследовании встретились свидетельства того, что нормативы технического состояния автомобилей составлены так, что инспектор ГИБДД всегда может найти то или иное нарушение, которое не позволит пройти техосмотр. Во многих случаях в проведенном исследовании при описаниях прохождений техосмотров граждане свидетельствовали о пренебрежительном и даже издевательском отношении к ним до тех пор, пока они не платили взяток.

Давая взятки инспекторам ГИБДД на дорогах, водители экономят время, потому что официальное оформление штрафа является длительной и не всегда простой процедурой, которая, кстати, не упрощается в течение многих лет, что можно оценить как одну из форм российской коррупции. В этих же ситуациях водители экономят и денежные средства, потому что размер взятки всегда меньше, чем размер официального штрафа за нарушение на дороге: по неформальной норме взятка должна составлять примерно половину размера официального штрафа за нарушение правил дорожного движения. При этом при увеличении размеров официальных штрафов соответственно растут и размеры взяток.

Это неформально определяемое соотношение размера штрафа и заменяющей его взятки поддерживается в практике взаимодействия водителей и инспекторов ГИБДД на дорогах. Поэтому периодические повышения размеров официальных, указанных в нормах федеральных законов штрафов за нарушения правил дорожного движения в нашей стране не приводят к снижению уровня нарушений на дорогах и способствуют не снижению уровня коррупции во взаимоотношениях водителей и инспекторов ГИБДД, а к его росту за счет более частых взяток и их большего размера вместо официальных выплат штрафов.

Подождите, загрузка

Добавить комментарий:
Имя
Комментарий
четыре умножить на пять =