Средства на реставрацию Байкала

Средства на реставрацию Байкала


2013-05-05 22:57

Путешествие через всю Россию, от Санкт-Петербурга до Владивостока, по Транссибирской магистрали, самой длинной железной дороге в мире (9265 км),— классический и самый популярный продукт британского туроператора Russia Experience. Путешествие рассчитано на 16 дней, из них неделю туристы проводят в поезде, остальное — по желанию (сколько-то дней отводится на осмотр Санкт-Петербурга, в Перми хотят задержаться поклонники "Доктора Живаго", из Владивостока тур можно продлить до Пекина). Собственно, путешествие на поезде и само по себе манит туристов радикальными ощущениями. В марте этого года, например, полиция обнаружила на железнодорожной станции Сбега в Забайкалье отставшего от поезда француза в носках и трико — выяснилось, что он был напоен и обобран случайными попутчиками, но в целом очень доволен путешествием.

Главная приманка тура, впрочем, Байкал.

Борис Ложкин: «Звонки от политиков бывают реже, чем от бизнесменов»
— Как вы намереваетесь завлекать средства, ежели крайние 2 года никак не публикуете денежные доклады?— Мы никак не можем сказать эти из-за прошедший год, этак как в данный момент проходим аудит. В 2011 году у нас была прибыль возле $138 млн и незапятнанная выручка возле $3,4 млн. В прошедшем году все главные характеристики возрасли, при этом незапятнанная выручка — в разы.— При спасении в $

Пассажиры выгружаются на станции Слюдянка (британский туроператор подчеркивает, что здание вокзала там относительно новое, чего не скажешь обо всем, что ждет путешественников на берегу), катаются по Кругобайкальской железной дороге, осматривают вековые ходульные сосны и в общем готовы к любым приключениям. Каждый год иностранцы участвуют в зимнем марафоне по льду озера. Ходят в ледяную баню. Учат песню о ветре баргузине, пошевеливающем вал.

Раньше купишь — лучше едешь
Хоть и сложили крылья русские лоукостеры Авианова и Sky Express, которые в 1-ые дни продаж давали вправду интересные расценки, однако и обыденные авиаперевозчики разрешают покупателям беречь, ежели брать билеты из-за месяц либо 2 по вылета. Нынче данной нам логике идут по стопам железнодорожники. 16 января дочерняя конструкция РЖД Федеральная пассажирская к

Проживают в семьях у местных жителей и даже ночуют в бухте Песчаной в одноименном пансионате практически без электричества и воды, где туалет устроен, по описанию одной из туристок, в виде long desk with holes (длинной доски с дырками).

"Интерес к этому направлению растет последние годы на 10-20%,— рассказывает директор по продажам Russia Experience Одетта Фусси.— Десять-пятнадцать лет назад мы отправляли по этому маршруту по несколько десятков человек в год, в прошлом году отправили 800 туристов, каждый из которых заплатил за тур от $4 тыс. до $8 тыс. Качество публики тоже изменилось: вместо студентов, готовых к любым приключениям, едут состоятельные люди от 35 до 60".

Кабмин вернется к пятилетним планам развития экономики
Руководство  станет подготовлена пятилетняя програмка становления электрометаллургии, авиационного сада личного изготовления, снабжения своими зерноуборочными комбайнами и тракторами. О данном, раскрывая заседания правительства,  объявил премьер-министр-министр Украины Николай Азаров.«Либо програмка на 5-7 лет сообразно строительству собственног

Туроператоры дружно отмечают, что, если бы инфраструктура Байкала предлагала в достаточном количестве что-то более комфортное, чем long desk with holes, туристов было бы существенно больше. Сейчас же Байкал привлекает меньше 300 тыс. туристов в год, а доля иностранцев, по разным оценкам, составляет лишь 10-20%.

Государственная озабоченность развитием туризма на Байкале выразилась в открытии двух особых экономических зон туристического типа — на левом берегу озера (Иркутская область) и правом (Республика Бурятия). Зоны, которые называются соответственно "Ворота Байкала" и "Байкальская гавань", по плану должны были радовать туристов готовой инфраструктурой уже в 2012 году.

Иркутская экономическая зона "Ворота Байкала" до сих пор существует главным образом на бумаге. Решение о ее создании было принято еще в 2007 году. Государство собиралось инвестировать в проект 5 млрд руб., еще 2,2 млрд руб. планировалось потратить на автодорогу из Иркутска к ОЭЗ и 2,5 млрд руб.— на энергообеспечение. Потенциальный объем частных инвестиций изначально оценивался в 8,7 млрд руб.

Первые четыре года пролетели для ОЭЗ в кипучей деятельности. Неоднократно переносились границы, менялось руководство, на проектирование в изначальных координатах было потрачено более 83 млн руб. Дело между тем с мертвой точки не сдвигалось, и в начале 2011 года зону хотели уже закрывать — но тут появились первые резиденты, компании "Гора Соболиная" и "Илим Байкал".

Гора Соболиная, действующий горнолыжный курорт в городе Байкальске, находится в непосредственной близости от все еще работающего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). За полгода до получения статуса резидента курорт был со скандалом куплен крупнейшим туроператором Иркутской области "Гранд Байкал", принадлежащим Сбербанку и "Базовому элементу" Олега Дерипаски. Скандал был связан с тем, что раньше хозяином курорта был БЦБК, владельцем которого на момент заключения сделки являлись структуры бывшего партнера Дерипаски по лесопромышленному бизнесу Николая Макарова. "Гранд Байкал" приобрел курорт за 584 тыс. руб., при этом номинальный размер уставного капитала компании на момент заключения договора составлял где-то 80 млн руб., а стоимость имущества курорта оценивалась еще в 117,5 млн руб. Так или иначе, арбитражный суд Иркутской области, куда был подан иск о признании договора купли-продажи курорта недействительным, нарушений в сделке не обнаружил.

После того как компания "Гора Соболиная" стала резидентом ОЭЗ, зону опять перенесли, на сей раз непосредственно в Байкальск. Эксперты полагают, что это далеко не лучшее решение: полноценный курорт на родине ЦБК сделать довольно трудно.

Тем не менее в зоне появился еще один резидент, и тоже связанный с целлюлозой: компания "Илим Байкал", дочерняя структура швейцарского лесопромышленного холдинга "Илим Палп". Примечательно, что в начале 2000-х "Илим Палп" и "Базэл" были противниками в нашумевших лесных войнах, но сегодня они, видимо, забыли старые счеты ради будущего Байкала. По словам гендиректора "Гранд Байкала" Антона Процентова, компания собирается вложить в строительство современных канатных дорог и горнолыжных трасс, средств размещения различного уровня и развлекательной инфраструктуры не меньше 1,3 млрд руб. Объем планируемых инвестиций "Илим Байкала" гораздо скромнее — всего 130,5 млн руб. Руководитель филиала ОАО ОЭЗ в Иркутской области Валерий Драчев обещает, что "в этом году начнут строить и "Гору Соболиную", и "Илим Байкал"". Более того, по его словам, вскоре в экономической зоне обоснуются новые резиденты. "Интерес инвесторов к нашей зоне постоянно растет",— отмечает Драчев.

Пока, правда, проекты частных инвесторов находятся на стадии разработки — и большинство местных экспертов уже не верят, что сюда когда-нибудь пойдут серьезные инвестиции. "В иркутской ОЭЗ задействовано слишком много политики,— сетует создатель туристического портала "Байкал Инфо" Сергей Перевозников.— Промышленные инвесторы, которые когда-то пришли в область, скорее по-прежнему интересуются промышленностью, а не туризмом и благодаря связям с местными властями просто используют ОЭЗ как способ оставаться в области".

В турзоне на правом берегу Байкала, в Бурятии, жизни заметно больше. Во всяком случае, за бюджетные деньги там уже построена набережная, введены в строй системы энергоснабжения, водоснабжения, канализации. В конце прошлого года началось строительство объектов для размещения туристов. Объем госинвестиций уже достиг 3,4 млрд руб. Помимо этого в Улан-Удэ был реконструирован аэропорт, а самое главное — от аэропорта до Байкала соорудили новую дорогу, так что время в пути уменьшилось с 3 часов до 45 минут.

Ситуация с турпотоком тоже обнадеживающая: рост на 20-30% ежегодно. "Бурятская зона хорошо пиарится, перетягивает турпоток на себя",— говорит Сергей Перевозников. Пять лет назад туристов в Иркутскую область ехало практически втрое больше, чем в Бурятию, а сейчас разрыв составляет уже менее 30%. В основном рост обеспечивает Китай — в целом поток китайских туристов в Россию только в прошлом году вырос на 47%, до 343 тыс. человек.

В отличие от Иркутска Бурятия не испытывает недостатка в резидентах: их в "Байкальской гавани" уже 12. Наиболее активный — принадлежащая предпринимателю Петру Шуре компания Rusresorts, которая занимается развитием курорта Гора Бычья. Объем инвестиций, запланированный Rusresorts, совсем уже заоблачный — порядка 40 млрд руб.

Такой размах выглядит необычно, особенно учитывая скромный опыт компании в девелопменте. Бывший издатель журнала Building Петр Шура создал компанию Rusresorts в 2008 году. Ему сразу повезло: ВЭБ согласился кредитовать его первый масштабный проект "Золотое кольцо" — возведение гостиниц международного класса в 20 городах России. Объем финансирования первой очереди строительства составлял 3 млрд руб. Для начала компания собиралась построить туркомплекс из девяти гостиниц в Переславле-Залесском, гранд-отель в Ярославле, а также трех-четерехзвездные заведения в Москве, Суздале, Владимире и Сергиевом Посаде. На данный момент, впрочем, компания начала возводить только один из запланированных объектов, в Переславле-Залесском, и провела серию общественных слушаний по проекту в Ярославле. ""Золотое кольцо" у нас получилось не самым эффективным проектом. Мы были такими идеалистами",— разводит руками Шура. Горький опыт заставил быть осмотрительнее в байкальском проекте. Правда, и здесь сроки уже затягиваются, говорит основатель Rusresorts.

Впрочем, в успехе байкальской затеи Петр Шура не сомневается: "Поле непаханое абсолютно. И рынок гигантский. Мы проанализировали ситуацию и решили, что можно этим заниматься: тут и отложенный спрос, и помощь государства, и отсутствие конкуренции".

На государство Петр Шура уповает особенно. С его точки зрения, пока оно не сделает первый шаг, никаких инвестиций не будет. В связи с чем Шура намерен создать некое акционерное общество, где контрольный пакет принадлежал бы государству (в лице ОЭЗ и регионального правительства), а его, Шуры, компания была бы миноритарием — и в соответствующих пропорциях распределялись бы инвестиции. В качестве образца — ОАО "Курорты Северного Кавказа". В другой форме, считает Шура, государственно-частное партнерство не работает по причине полной раскоординации. "Сейчас инфраструктуру до границ экономической зоны строят региональные власти, на территории зоны — ОАО ОЭЗ, а внутри нашего участка — мы сами. Получается такая ситуация, когда одну трубу прокладывают три подрядчика, не согласовываются ни время, ни проекты — из-за этого возникают проблемы".

Эксперты заверениям резидентов ОЭЗ в целом не верят. "Ни один здравомыслящий инвестор вкладывать деньги в Байкал не будет,— считает гендиректор Business Hospitaly Group Александр Киндеев.— Вкладывать деньги можно туда, где есть хоть какая-то инфраструктура. Байкал же фактически отрезан от мира, и, кроме дикого туризма, в обозримом будущем там не будет ничего".

"Свою роль играет и то, что на Байкале очень короткий сезон,— развивает мысль вице-президент Jones Lang LaSalle Яна Уханова.— Турпоток ограничен, крупные проекты не будут иметь окупаемости — ни один рациональный инвестор не сочтет такие условия привлекательными". "К тому же все еще работает БЦБК",— добавляет учредитель туроператора "Байкалов" Анатолий Казакевич.

Впрочем, надежда на то, что через 10-15 лет что-то изменится, все же есть. В прошлом году, например, никому не известные инвесторы открыли на острове Ольхон гостиницу Baikal View Hotel — как пишут на сайте, "единственный отель на острове Ольхон, отвечающий мировым гостиничным стандартам размещения и питания". Прорывом это событие, конечно, не назовешь, но, по словам Яны Ухановой, "некрупные местечковые проекты появляются и на других курортах Байкала".

Подождите, загрузка

Добавить комментарий:
Имя
Комментарий
девять скласть с шесть =